Блог премии «Внимание»

Болонская система

Только ленивый в наше время не ругает систему образования, постоянные реформы уже камня не оставили от того, что раньше называлось «классическим образованием». Сама Болонская система, на которую мы теперь всей страной равняемся, так и остается загадкой, как для студентов, так и преподавателей. Поэтому я решил немного рассказать о том, что эта система из себя представляет.

История создания.

История тотальной болонизации начинается, как ни странно, в Париже. Именно во Франции в 1998 году 4 министра образования ведущих европейских стран (Франция, Великобритания, Германия и Италия) подписали так называемую Sorbonne Joint Declaration. Причиной ее подписания стало согласие министров о необходимости сотрудничества европейских университетов для развития науки и образования. Именно эта Declaration стала основой для построения ЕПВО – Европейского Пространства Высшего Образования. Через год была составлена та самая Болонская декларация, которую подписали 29 стран. В 2003 году в этот тренд ворвалась Россия, и сейчас система насчитывает 47 государств-участников.

Вот те цели, которые прописаны в данной декларации:

  • принятие системы сопоставимых документов о высшем образовании
  • переход к двухуровневой системе высшего образования
  • внедрение кредитно-модульной системы
  • содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения
  • сотрудничество в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  • повышение престижа европейского образования за счет развития учебных планов, сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения

Основные понятия.


Начнем с того, что двухуровневая система оказывается не такой уж и двухуровневой. Существует еще и «неполное высшее образование». Статус «неполного высшего» присваивается студенту по окончанию первых 2 лет обучения. Зачем нужен этот статус студенту, спросите вы? А вот и не знаю, отвечаю я. В одной статье я даже встретил такую фразу: «Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях». Отлично, блестящая логика и предельно полезное уточнение.

Существуют и другие трактовки этой «ступени». Так, на факультете психологии СПбГУ преподаватели абсолютно серьезно обещали нынешним третьекурсникам, что после 2 лет обучения они уже смогут работать по специальности. Разумеется, спрос на 20-летних психологов-недоучек оказался просто повальным, поэтому преподаватели стараются об этом обещании не вспоминать и скромно ковыряют ножкой пол. Стоит еще отметить, что понятие «неполное высшее образование» используется только в России, а значит, унификация происходит не так гладко, как того бы хотелось.

Идем дальше. Специалист – это студент, который учится 5 лет и получает фундаментальное образование в выбранном направлении. Плюсы специалистов очевидны: годами отработанная образовательная схема, опытные преподаватели, знакомые с особенностями обучения, фундаментальность и системность получаемых знаний.

Но и за минусами далеко ходить не надо:

  • Получаемые знания ужасно устарели. Идеальным образованием у нас до сих пор считается советское: учебники 50-летней давности считаются более адекватными, чем современные западные издания.
  • Сложно выбрать профессию в 18 лет, но еще сложнее этот выбор потом изменить: набор знаний строго ограничен профессией. Эта черта нашего образования сыграла важную роль после падения СССР: большинство людей были просто не подготовлены к тому, что придется менять работу и стиль жизни.
  • Диплом специалиста не воспринимается серьезно в других странах. Я не утверждаю, что выпускники строем должны двигать в сторону загнивающего капитализма, но иметь такую возможность всегда приятно.

Бакалавр учится 4 года и получает достаточные практические знания, чтобы быть компетентным профессионалом в своем деле, но не имеет права поступать в аспирантуру и заниматься преподаванием. Для людей, которые не горят желанием писать диссертации и преподавать себеподобным скучную теорию, бакалавриат – настоящее спасение. Тем более, что по ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» бакалавр обладает высшим образованием и проблем с трудоустройством возникать не должно. Но они, конечно, возникают. Инерция обыденного сознания плюс огрехи учебных курсов еще лет 10-15 не дадут бакалаврам спокойно искать себе работу. Но, уважаемые работодатели, требовать от работника потратить еще 2 года на ненужные ему знания – это смертный грех, помните об этом.

Магистр отвел 6 лучших лет жизни на образование. И кто мы такие, чтобы его за это судить?! Но нужно подчеркнуть: магистратуру стоит выбирать либо тому, кто серьезно увлечен наукой, либо профессионалу, который хочет получить дополнительную квалификацию. Магистратура официально – это второе высшее образование. Точка.

Реализация на практике.

Каждое государство, подписав соглашение об участии, обязуется реформировать свою образовательную систему под единый стандарт. Срок всеобщей унификации был поставлен достаточно жестко – 2010 год. Когда соглашение подписывала Россия, оставалось всего 7 лет, чтобы перестроить всю систему образования. Весьма смелое решение, с нашей-то расторопностью, однако реформы были проведены в срок.

И именно срок реформирования – это основная беда нашего нового образования. Болонская система в России пока плавает на поверхности, но не потому, что не тонет, а потому, что скорость реформирования системы превысила все мыслимые пределы. Перестраивать образование за 7 лет – это как вводить евро вместо рубля на следующей неделе. Вместо создания своего собственного мы опять неумело копируем заморское. Спору нет, образовательные системы Англии и Франции достойны восхищения, но никак не подражания. Осмелюсь даже сказать, что ничего в мире не достойно подражания, особенного в таких масштабах.

Однако наших министров это не останавливает, поэтому Россия, как красна девица, бодро прихорашивает свои образовательные структуры, чтобы понравиться соседям. Стоит заметить, что не только Россия, но и вся Восточная Европа занимается декоративным украшательством своего образования, даже не пытаясь осмыслить, насколько глобальные изменения происходят. Если уж задумали пластическую операцию – так ее и делайте, make-up`ом тут явно не обойтись.

Вообще, если бы из специалитета просто изъяли один год, а учебную программу оставили на месте – это, в принципе, не было бы так страшно. 5 курс – это время написания диплома, но диплом в России традиционно пишется в ночь перед сдачей, признаем это. Но произошло не только сокращение обучения, но и потрясающе бездарное изменение учебных планов. Складывается ощущение, что разработчики программ бакалавриата считают, что основная учеба начинается в магистратуре, а разработчики программ магистратуры надеются на бакалавриат. Вот такая занимательная математика: если на бакалавриате ничему не учат, а в магистратуре учат в два раза меньше, то каков багаж знаний у среднего выпускника?

Самое парадоксальное, что в России уже 20 лет существуют университеты изначально болонского типа. В пример можно привести Российскую Экономическую Школу и Высшую Школу Экономики – одни из лучших вузов России и, как минимум, Европы. Рецепт успешного внедрения прост: приглашаем западных лекторов, они учат уму-разуму наших студентов, через 4 года получаем первых бакалавров, которые уезжают на 2 года в магистратуру за границу. Можно и в другом порядке, здесь по вкусу. Вуаля, 6 лет – и у нас есть опытные педагоги, которые знакомы сразу с несколькими образовательными системами, обучены в лучших вузах мира и – на минуточку! – возвращаются в Россию, чтобы успешно развивать отечественную науку. Звучит невероятно, но именно по такой системе и работает уже 2 десятка лет РЭШ и ВШЭ. Почему наши чиновники игнорирует достижения наших же университетов – для меня загадка.

Несмотря на прозападную ориентацию, Болонская система – это наиболее современный вид образования на сегодня. Она действительно обеспечивает мобильность среди университетов по всей Европе не только студентов, но и преподавателей. Российские дипломы бакалавров и магистров действительно признаются в других странах, а кредитно-модульная система в разы облегчает оформление документов. Болонская система – это не зло, против которого нужно бороться, это просто очередное нововведение, преимущества которого нужно использовать, а недостатки - исправлять.

Хотя, конечно, существуют и другие мнения. Вот, к примеру Владимир Миронов (декан философского факультете МГУ) высказывает свое мнение о происходящих реформах - http://vnimanietv.ru/video/pedagogy/644.

Автор текста - Михаил Тупикин, .